Расчет расстояния между опорами освещения: ключевые требования и методика

Освещение городских территорий и дорожной инфраструктуры обеспечивают светильники, закрепленные на опорах из железобетона, металла или композитных материалов. Эти конструкции монтируют вдоль автотрасс и пешеходных зон, на АЗС, аллеях, площадях, а также у входных групп общественных зданий.

Осветительные столбы различаются по высоте, конструкции и способу электроподключения. Помимо базовой функции, они могут служить основой для рекламных конструкций или информационных указателей. Для создания эффективной подсветки их располагают так, чтобы потоки сформировали перекрывающиеся зоны.

Технический расчет интервалов между опорами — обязательное требование при организации системы освещения в городе, сельской местности или на промплощадках. От точности соблюдения этих параметров зависит равномерность светораспределения и безопасность передвижения.

Как рассчитывается расстояние между опорами

Промежуток между соседними опорами в строительной практике называется пролетом. Его величина регламентируется государственными нормативами и технической документацией (ГОСТ, СНиП).

Оптимальным расстоянием между опорами для освещения и линий электропередачи считается 35 метров. Однако здесь также важно учитывать следующие критерии:

  • уровень установки светильника на опоре. Чем выше расположен источник света, тем больше может быть расстояние между опорами;
  • тип и мощность источников. Современные светодиодные светильники позволяют увеличивать пролеты между опорами по сравнению с традиционными натриевыми лампами;
  • характер требуемой освещенности. Улицы с интенсивным движением требуют максимально равномерного покрытия;
  • специфику городской или сельской среды. В крупных населенных пунктах чаще используются более высокие опоры с большими пролетами;
  • особенности рельефа местности. На извилистых дорогах и участках со сложным рельефом расстояние между опорами может уменьшаться.

Нормативными актами установлены требования к интенсивности транспортных и пешеходных потоков в городской черте и на магистральных дорогах. При трафике 3000 человек или автомобилей в час минимальная освещенность участка должна быть не ниже 20 люкс. Такой уровень обеспечивает хорошую видимость и комфортное восприятие пространства в темное время суток.

Если поток составляет до 1000 человек, допустимый уровень освещения может уменьшаться до 15 люкс. Это оптимальный показатель для второстепенных улиц с умеренным движением.

В зонах с проходимостью до 500 человек или автомобилей норматив снижается до 8 люкс. Такое освещение характерно для внутриквартальных проездов и пешеходных зон.

Для участков с развязками, мостами и площадями минимальная освещенность повышается до 25 люкс. Эти объекты требуют повышенного внимания водителей и пешеходов. А во дворах жилых зон данный параметр составляет всего 4 люкс, поскольку это создает для жителей комфортную среду без излишней световой агрессии.

Современные системы управления позволяют автоматически регулировать интенсивность освещения в зависимости от меняющейся нагрузки на дорожную инфраструктуру.

Каким должно быть расстояние от опоры до различных объектов

Строительные регламенты предъявляют особые требования к размещению осветительных конструкций. Нормы регулируют расстояние от опор до ближайших объектов: зданий, сооружений, проезжей части и пешеходных зон.

Вот что входит в установленные стандарты:

  • на скоростных трассах минимальный отступ от точки монтажа до бордюра — 1 метр;
  • на внутриквартальных дорогах с низкой загрузкой опоры могут располагаться в 0,5 метра от бордюра;
  • минимальный промежуток от осветительных конструкций до дорог, где запрещено движение тяжелого транспорта, — 30 см;
  • расстояние от опоры до края проезжей части при отсутствии бордюра — 1,75 метра.

Что учитывать при установке опор вдоль трасс

Ключевым фактором является соотношение шага установки к высоте опоры. Существует четыре схемы размещения осветительных приборов:

  • одностороннее — до 5:1. Подходит для узких дорог и трасс, обеспечивает равномерное освещение без избыточной мощности;
  • прямоугольное и осевое — до 5:1. Используются на широких дорогах, создавая симметричное освещение, но требуют точного расчета углов наклона светильников;
  • шахматное — до 7:1. Оптимальный вариант для магистралей с интенсивным движением, так как уменьшает тени и повышает видимость на больших расстояниях.

Правильный расчет расстояния между опорами освещения напрямую влияет на безопасность, энергоэффективность и комфорт городской среды. Соблюдение регламентов и применение современных технологий обеспечивают равномерную подсветку территории при минимальных затратах.

В нашей компании вы может заказать изготовление опор освещения со всем комплексом сопутствующих работ: от правильного расчета расстояний и других параметров до установки и ввода в эксплуатацию. Чтобы получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону.

Главная Каталог Заявка Контакты Завод